История этого великолепного памятника архитектуры многогранна и неисчерпаема. Сколько тайн и богатств "Марьинской души" еще не раскрыто... Усадьба "Марьино" возникла в начале XIX века на землях старинного села Ивановского, с которым соединяет ее аллея вековых деревьев и общая история...     В 1703 году курские земли Рыльского, Льговского и Путивльского уездов были пожалованы Петром I гетману Украины И. С. Мазепе (1644- 1709), находящемуся в то время в зените своей славы. Гетман основал на этих землях множество деревень и сел, три из которых - Ивановское, Степановка, Мазеповка (Рыльский район) - до сих пор напоминают нам имя, отчество и фамилию самолюбивого вельможи.     В селе Ивановском Мазепа основал усадьбу - возвел два здания каменных палат и служебные постройки.     В 1709 году после Полтавской битвы гетман Мазепа, перешедший на сторону шведов, бежал за границу. Его курские владения были конфискованы Петром I и пожалованы князю Александру Даниловичу Меншикову. После смерти Петра I эти владения Меншикова, оказавшегося в опале, были приписаны к поместьям Евдокии Федоровны Лопухиной, первой жены Петра I, a в дальнейшем царица Анна Иоанновна пожаловала эти земли адмиралу флота графу Николаю Федоровичу Головину в 1732 году. Его дочь Наталья Николаевна была женой вступившего на русскую службу принца Петра-Августа Гольдштейн-Бека. Их единственная дочь Екатерина Петровна Гольдштейн-Бек в 1767 году вышла замуж за придворного вельможу князя Ивана Сергеевича Барятинского, которому и принесла в качестве приданого все курские имения, принадлежавшие когда-то Мазепе.     Древний знатный род князей Барятинских восходит к Рюрику. В старинном "Гербовнике дворянских родов" и других описаниях истории рода Барятинских сказано: "Князья Барятинские ведут свой род от святого благоверного князя Михаила Черниговского, происходящего от Рюрика в одиннадцатом колене и от равноапостольного князя Владимира в восьмом. Архивные источники конца XVIII столетия и немногие сохранившиеся усадебные постройки дают представление об усадьбе в селе Ивановском.     В 1785 году курский губернский землемер Иван Башилов писал: "Из всех селений знаменитее других село Ивановское, в котором две церкви, одна каменная, а другая деревянная, господский дом... с каменными и деревянными службами... при оном конский завод... Положение имеет то село на большой дороге от города Курска и Льгова в Рыльск на ровном месте...,". Сохранился составленный 25 июня 1790 года "План господскому дому состоящему Льговской округи в селе Ивановском", где показан большой двор, два здания каменных жилых палат с главными фасадами, выходящими на юг, перед которыми были разбиты цветники, служебные каменные и деревянные постройки, расположенные вдоль окружавшей усадьбу кирпичной стены, обсаженной деревьями. С северной стороны находился обширный фруктовый сад, "пруды копаные", соединенные проточными каналами, горбатые мостики и беседки. До наших дней от усадьбы сохранились палаты Мазепы и небольшая "каменица" (ныне народный музей села Ивановского) - ценные и редкие памятники гражданской архитектуры, соединившие в себе черты русского и украинского барокко начала XVIII века.     В 1811 году после смерти родителей все курские поместья перешли по наследству Ивану Ивановичу Барятинскому. Тогда же, оставив дипломатическую службу, он ненадолго возвращается в Россию и приступает к строительству имения южнее старой усадьбы Мазепы, которая пришла в упадок и не отвечала требованиям и вкусам такого сиятельного вельможи, каким был князь И. И. Барятинский. Он задумал создать себе усадьбу, ни в чем не уступающую прославленным образцам дворцово-паркового искусства в Петербурге, Москве и их пригородах. Огромное богатство, связи, высокое положение при дворе позволили ему осуществить свой замысл в чрезвычайно короткий срок.     Дворцово-парковый ансамбль "Марьино" был построен во втором десятилетии XIX века и занял видное месте в ряду великолепных загородных дворянских усадеб. Композиционная ось ансамбля проходит через широкую въездную аллею, ведущую из села Ивановского в Марьино, пересекает парадный двор, дом-дворец, Марьинский пруд и обширный пейзажный парк западнее Эрмитажного пруда.     Центром композиции ансамбля является трехэтажное здание дворца с боковыми одноэтажными флигелями, образующими по обеим сторонам парадного двора, несколько суживающегося к въездным воротам, два хозяйственных двора, соединенных с ним проездными арками. Дворец был построен в соответствии с проектом (1811-1812 гг.) курского архитектора Карла Ивановича Гофмана к 1820 году.     Первоначально дворец назывался Избицким домом, так как он строился на берегу речки Избицы, но позднее его стали называть Марьиным, как и всю усадьбу, по имени второй жены И. И. Барятинского.     Сохранившиеся чертежи главного и паркового фасадов архитектора К. И. Гофмана и картина неизвестного художника "Дворец в Марьине" 1815-1816 годов доносят первоначальный облик дворца.     Симметричность главного северного фасада дворца подчеркнута выступающим в курдонер центральной частью, с куполом и четырехколонным портиком полного ионического ордера. Под этим портиком на уровне второго этажа имеется широкая терраса, по боковым сторонам которой устроены угловые балконы.     Боковые части главного фасада имеют пилястры ионического ордера, между которыми устроены декоративные ниши. К одноэтажным крыльям дворца, образующим парадный и хозяйственные дворы, примыкают двухэтажные здания служебного назначения. Центральная часть южного паркового фасада дворца имела три большие арки, украшенные колоннами ионического ордера, а боковые части - по пять крупных полуциркульных окон, разделенных пилястрами. С угловых полуциркульных балконов центральной части паркового фасада к открытой террасе вели каменные лестницы. Широкая гранитная лестница спускалась с открытой террасы в парк.     Общая композиция дворца и отдельные ее детали позволяют отнести здание к позднему классицизму.     Во время основания усадьбы И. И. Барятинский жил за границей, но внимательно следил за ходом ее строительства. Об этом свидетельствует его переписка с архитектором К. Гофманом и управляющим Ф. Резниковым, где князь давал подробные советы по ведению строительных и хозяйственных работ в имении, изучая заграничный опыт различных систем хозяйства и последние достижения строительного дела.     Одновременно со строительствам дворца разбит пейзажный парк с регулярной частью у дворца. На речке Избице устроен Большой марьинский пруд. Все работы выполнялись местными крестьянами и наемными грабарями из Белоруссии под руководством английского мелиоратора Ивана Гулета.     На круглом острове Большого Марьинского пруда в 1817 году построена шестнадцатиколонная ротонда под сферическим куполом. В ее центре стояла беломраморная статуя "Рождение Венеры" - работа итальянского скульптора К. Фенелли (в экспозиции КОКМ). На овальном острове пруда выстроена кирпичная псевдоготическая кирха для княгини Марии Федоровны. Выписанные из Петербурга корабельные мастера построили для пруда специальную флотилию. Были закуплены флаги, паруса, такелаж, выкованы якоря и отлиты медные пушки.     В парке было множество оранжерей, зверинец, поэтические "кошары" (в западной части парка) для игр детей князя и другие садовые затеи. Позднее в восточной и южной частях парка через каналы были перекинуты мосты, четыре из которых сохранились. Наиболее живописен так называемый Горбатый мост, построенный из кирпича и камня, соединяющий берега протоки, идущей от Эрмитажного пруда к Большому марьинскому пруду.     Достопримечательностью Марьинского парка является чугунный монумент "Орел", символ русской воинской славы, воздвигнутый в 1903 году в память о подвигах А. И. Барятинского и победоносного окончания Кавказской войны. Растительность парка разнообразна: лиственница, дуб, каштан, туя, серебристая ель, клен, сосна, смолистые канадские и пирамидальные тополя и многочисленные породы кустарников. Для строительства княжеской резиденции нужны были грамотные умельцы и специалисты. Из сотен крепостных были созданы группы, прошедшие учебу у столичных мастеров. Поэтому Марьино уже через несколько лет превратилось в своеобразный центр губернии, где каждый, кому "нужно было заказать экипаж, прочную мебель, кто отделывал дом, имея надобность в слесарях, обойщиках, малярах и других мастерах, каждый, кто желал украсить свои комнаты ценными деревьями и кому нужно было приобрести теленка или барана возвышенной породы, ехал в Ивановское с уверенностью найти там желаемое".     И. И. Барятинский ценил труд своих ближайших помощников. Были установлены обелиски- памятники мелиоратору Ивану Гулету, управителю Борису Дешкину" кирпичных дел мастеру Лавру Наседкину и его сыновьям. До нас дошли имена архитекторского помощника Козьмы Шобрехина, корабельного мастера Глазырина, садовника Д. Броуна, механика Василия Лебедева.     Марьинский дворец был широко известен в России не столько своей архитектурой, сколько роскошью внутреннего убранства, коллекциями, а также общей атмосферой праздничности, открытости, художественной утонченности, высокой аристократичности. В залы дворца гости поднимались по парадной лестнице, охраняемой двумя каменными белыми львами. Центральную часть главного корпуса на высоту двух этажей занимал огромный парадный зал, перекрытый куполом. Стены зала украшены великолепными росписями, выполненными на античные сюжеты в технике гризайль. На втором этаже находились приемные, гостиные и столовые, в которых поражали многоцветная отделка потолков и превосходные люстры цветного стекла. "Комнаты во дворце исчислялись сотнями", - вспоминал управляющий имением В. А. Инсарский. Парадные комнаты были обставлены мебелью в стиле ампир.     Иван Иванович Барятинский был тонким ценителем и поклонником искусства. Князь задумал свой дом как родовое семейное гнездо, обитатели которого не должны были чувствовать себя оторванными от культурных центров. Средства, вкус и честолюбие позволяли ему приобретать самые знаменитые и редкие произведения отечественных и зарубежных художников и скульпторов.     Трудами князя и его многочисленных помощников был создан замечательный памятник экономического, сельскохозяйственного, землеустроительного, архитектурного искусства. Имение до 1917 года, в отличие от многих дворянских гнезд, не уходило из рода Барятинских, сохраняя семейные реликвии.     В 1869-1873 годах дворец в "Марьино" был кардинально перестроен по проекту известного петербургского архитектора И. А. Монигетти (1819-1878). Перестройку производил курский архитектор К. Ф. Штольц. Проект реконструкции был выполнен под влиянием новых художественных вкусов в неоклассическом стиле, очень популярном в семидесятые годы XIX века.     После перестройки композиция здания приобрела большую цельность. Прежде всего дворец изменил силуэт, так как световой барабан над круглым залом и венчающий его купол были разобраны и заменены пирамидальным фонарем. Стены центральной части главного корпуса надстроили, таким образом увеличилась высота третьего этажа и образовались невысокие четвертый и пятый.     Сильно развитый венчающий карниз был поднят, над ним устроили высокий парапет и балюстраду. В боковых крыльях центральной части заложили оконные проемы - в третьем этаже и в первом. Изменилось обрамление окон второго этажа, исчезли скульптуры, находившиеся прежде в нишах.     Огромные световые проемы центральной части паркового фасада были заложены. Вместо арок и колонн в плоскости стены появились обычные окна и балконные двери, между которыми, разместились пилястры. Сооружена роскошная лестница сложной конфигурации, ведущая к террасе второго этажа. Была произведена небольшая внутренняя перепланировка помещений. В начале 1900-х годов все дворцовые помещения были оборудованы центральным отоплением, водопроводом, канализацией и электрическим освещением, а в главном корпусе был устроен лифт. Перестройка дворца в Марьине - редкий случай в многочисленном ряду реконструкций зданий, возведенных в период классицизма, когда перестройка пошла на пользу.     Усадьба продолжала функционировать, хотя и не являлась основным местом пребывания владельцев. Братья унаследовали от отца страсть к редким и ценным вещам, и художественное собрание "Марьино" в течение XIX века продолжало пополняться великолепными произведениями искусства     После революции 1917 года коллекции Марьинского дворца постигла незавидная судьба. 1918-1919 годах окрестные крестьяне то грабили дворец, то обращали его в собственность "общества". Затем ими была организована охрана имения. Работники Музейной комиссии при Наркомпросе - "эмиссары восемнадцатого года" А. В. Грищенко, Н. П. Киселев. В. И. Раевский - совершили гражданский подвиг, сумев во время войны и разрухи добраться до усадьбы, описать ценнейшую коллекцию, а затем благополучно доставить ее в Москву, где она и поступила в Музейный фонд. Оттуда сокровища попали в Исторический музей, Музей народов Востока, Румянцевский музей и библиотеку, Библиотеку иностранной литературы. Картины из "Марьино" украшают сейчас музеи Москвы, Петербурга, Махачкалы, Ульяновска, Нальчика, Краснодара, Рязани, Воронежа, Нижнего Новгорода, Одессы, Харькова, Баку, Симферополя, Таганрога, Ашхабада, Ташкента, Ростова. В 1923 году вещи Шамиля, гостившего в 1868 году в "Марьино", были переданы в музей Дагестанской республики. Небольшая часть мебели, картин, предметов интерьера попала в Рыльский и Курский краеведческие музеи.     В 1919-1922 годах в "Марьино" находился сельскохозяйственный техникум, а с декабря 1922 года в усадьбе располагается дом отдыха, а затем санаторий ЦИК СССР (ныне санаторий Управления делами Президента РФ).     В 1936 году Покровская церковь в селе Ивановском была разрушена. Фамильная усыпальница Барятинских подверглась осквернению: были уничтожены девятнадцать княжеских гробниц, находящихся в подвальном помещении храма. На фундаменте церкви была сооружена школа, а в бывшей усыпальнице - котельная и склад угля. И наверное, давно уже пришло время очищения этого святого места, проведения панихиды во. спасение душ участников вандализма, надругавшихся над прахом усопших и совершивших святотатство над храмом, сооружения памятного знака или часовни… |